Ильина Анастасия Владимировна, учитель-логопед

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»

 Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»

Коррекционно-обучающие цели:

1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна».

2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

3. Закреплять правильное произношение звуков [С] - [Ш].

4. Учить дифференцировать звуки [С] - [Ш] в слогах, в словах, в предложениях.

Коррекционно-развивающие цели:

1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата

2. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.

3. Развитие фонематического восприятия.

4. Развитие речевого дыхания.

5. Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу.

6. Развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные цели:

1. Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремления к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.

2. Воспитание любви к природе.

Оборудование: Зеркало, картинки: мальчик, девочка, шишки, подснежники.

Оборудование для изготовления странички альбома: крупа, клей, картинки с животными, растениями Сибири, в названии которых есть звук С.

Ход занятия:

Орг. момент

- Здравствуйте ребята, я очень рада вас всех видеть, начнем наше занятие.

Релаксация.

-Давайте мы сейчас закроем глаза и представим, что мы с вами в весеннем лесу. Светит солнышко, нам тепло, хорошо. Поют … кто? (птицы) Пахнет? (цветами) Где-то вдалеке журчит… ручей. Открываем глаза.

Развитие общей и мелкой моторики.

- Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Там растут разные деревья. Покажите, какие там высокие деревья (руки вверх) .

- Подул тёплый ветерок: Ш-Ш-Ш-Ш, зашелестели молодые листочки (быстро шевелим пальчиками)

- Подул холодный ветер: С-С-С-С-С закачались деревья (покачиваемся и машем руками)

- Ветер затих, не шевелятся больше ни листочки, ни ветки (РАССЛАБИЛИСЬ) .

Хорошо, тепло.

Давайте найдем пенечки, сядем, отдохнем. Сядем красиво, удобно, выпрямим спинки. Вспомним, какой ветер дул? (холодный/теплый)

Когда дул холодный ветер, какой звук мы слышали? (с) Теплый? (ш) Давайте с вами проверим. (Подносим ладонь ко рту)

Дыхательная гимнастика:

Вот сидим мы на пенечке, а вокруг цветов, видимо-невидимо! Давайте мы с вами сорвем по цветочку и понюхаем его.

Вдох нос - выдох рот.

Прежде чем начать работать над темой занятия, нужно подготовить наш речевой аппарат.

- Артикуляционная гимнастика:

1. Заборчик

Широка Куда- река,

И улыбка широка.

Зубки все мои видны-

От краев и до десны.

2. Маляр.

Язык - как кисточка моя,

И ею нёбо крашу я.

3. Варенье.

Нашей Маше очень смело,

На губу варенье село,

Нужно ей губу поднять,

Чтобы капельку слизать.

4. Улыбка.

Наши губки улыбнулись,

Прямо к ушкам потянулись.

Сообщение темы и цели занятия

- Сегодня на занятии мы будем работать со звуками [С], [Ш]. Будем различать их в слогах, словах и предложениях. А помогать нам будут Сёма и Шура.

Сравнительная характеристика звуков.

- Ребята скажите, с какого звука начинаются их имена?

Разложение артикуляции.

- А сейчас давайте вспомним, какое положение занимают губы, язык при произношении звука “С”. (Дети смотрят в зеркало) .

Звук “С” – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идёт по серединке, холодная (контроль рукой). Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой. (Демонстрация артикуляционного профиля звука “С”)

Звук “Ш” – Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха тёплая, звук глухой. (Демонстрация артикуляционного профиля звука “Ш»

Дифференциация в изолированном произношении

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Внимательные ушки». Я произношу разные звуки, вы когда услышите звук С, хлопайте в ладоши. Когда услышите звук Ш, топните правой ногой.

Т, К, Р, С, В, Ш, Б, Д, С, Ш

Дифференциация в слогах

- Ребята, Сёма и Шура предлагают поиграть с ними.

Гуляя по лесу, Сёма насобирал шишек, на которых написаны слоги. Я вам их прочитаю, вы повторяете. Слушайте внимательно.

Дифференциация в словах

- А Шура собрала подснежники, на них нарисованы картинки, в названии которых есть звук С или Ш.

Нам нужно разложить цветы в две корзинки. В одну корзинку мы будем складывать подснежники с картинками, в которых есть звук С, в другую, где есть звук Ш.

Немного отдохнём.

Физминутка

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле. (Руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется. (Руки вверх)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки. (Машут руками)

Даже толстые стволы,

Наклонились до земли. (Наклоны вперед)

Вправо-влево, взад-вперед-

Так деревья ветер гнет.

Дифференциация в предложениях.

Игра «Эхо»

Вы когда-нибудь слышали эхо? Когда гуляете по лесу, то можно повстречать эхо. Увидеть вы его, конечно, не сможете, но услышать можно. Давайте с вами поиграем в игру, которая так и называется – «Эхо». Вы будете эхо, я буду говорить вам предложения, а вы их повторяете.

1. Саша шел лесом.

2. Саша нашел сосновую шишку.

3. Солнышко светит.

4. На сосне много шишек.

5. Шумит листва.

Итог занятия:

- С какими звуками мы сегодня работали?

Давайте вспомним правильную артикуляцию звуков?

Чем они различаются?

На прошлом занятии мы с вами изготовили страницу для нашей «Азбуки Сибири» со звуком Ш. (Показ)

Предлагаю сейчас составить страничку со звуком С.

Изготовление страницы для альбома «Азбука Сибири» со звуком С.

Молодцы.

detsad-37402-1453016146.jpg

detsad-37402-1453016081.jpg

20 февраля 2016 в 19:09

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.