Ильина Анастасия Владимировна, учитель-логопед
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш]. 3. Закреплять правильное произношение звуков [С] - [Ш]. 4. Учить дифференцировать звуки [С] - [Ш] в слогах, в словах, в предложениях. Коррекционно-развивающие цели: 1. Развитие подвижности артикуляционного аппарата 2. Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти. 3. Развитие фонематического восприятия. 4. Развитие речевого дыхания. 5. Развитие личностных качеств: активности, любознательности, самостоятельности, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развитие способности к самооценке и самоанализу. 6. Развитие общей и мелкой моторики. Воспитательные цели: 1. Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремления к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений. 2. Воспитание любви к природе. Оборудование: Зеркало, картинки: мальчик, девочка, шишки, подснежники. Оборудование для изготовления странички альбома: крупа, клей, картинки с животными, растениями Сибири, в названии которых есть звук С. Ход занятия: Орг. момент - Здравствуйте ребята, я очень рада вас всех видеть, начнем наше занятие. Релаксация. -Давайте мы сейчас закроем глаза и представим, что мы с вами в весеннем лесу. Светит солнышко, нам тепло, хорошо. Поют … кто? (птицы) Пахнет? (цветами) Где-то вдалеке журчит… ручей. Открываем глаза. Развитие общей и мелкой моторики. - Представьте, дети, что мы сейчас в лесу. Там растут разные деревья. Покажите, какие там высокие деревья (руки вверх) . - Подул тёплый ветерок: Ш-Ш-Ш-Ш, зашелестели молодые листочки (быстро шевелим пальчиками) - Подул холодный ветер: С-С-С-С-С закачались деревья (покачиваемся и машем руками) - Ветер затих, не шевелятся больше ни листочки, ни ветки (РАССЛАБИЛИСЬ) . Хорошо, тепло. Давайте найдем пенечки, сядем, отдохнем. Сядем красиво, удобно, выпрямим спинки. Вспомним, какой ветер дул? (холодный/теплый) Когда дул холодный ветер, какой звук мы слышали? (с) Теплый? (ш) Давайте с вами проверим. (Подносим ладонь ко рту) Дыхательная гимнастика: Вот сидим мы на пенечке, а вокруг цветов, видимо-невидимо! Давайте мы с вами сорвем по цветочку и понюхаем его. Вдох нос - выдох рот. Прежде чем начать работать над темой занятия, нужно подготовить наш речевой аппарат. - Артикуляционная гимнастика: 1. Заборчик Широка Куда- река, И улыбка широка. Зубки все мои видны- От краев и до десны. 2. Маляр. Язык - как кисточка моя, И ею нёбо крашу я. 3. Варенье. Нашей Маше очень смело, На губу варенье село, Нужно ей губу поднять, Чтобы капельку слизать. 4. Улыбка. Наши губки улыбнулись, Прямо к ушкам потянулись. Сообщение темы и цели занятия - Сегодня на занятии мы будем работать со звуками [С], [Ш]. Будем различать их в слогах, словах и предложениях. А помогать нам будут Сёма и Шура. Сравнительная характеристика звуков. - Ребята скажите, с какого звука начинаются их имена? Разложение артикуляции. - А сейчас давайте вспомним, какое положение занимают губы, язык при произношении звука “С”. (Дети смотрят в зеркало) . Звук “С” – губы в улыбке, зубы заборчиком, кончик языка упирается в нижние зубки, струя воздуха идёт по серединке, холодная (контроль рукой). Голосовые связки не вибрируют, нет голоса, звук глухой. (Демонстрация артикуляционного профиля звука “С”) Звук “Ш” – Губы округлены и слегка выдвинуты вперёд, зубы сближены, язык в форме чашечки поднят вверх, выдыхаемая струя воздуха тёплая, звук глухой. (Демонстрация артикуляционного профиля звука “Ш» Дифференциация в изолированном произношении Сейчас мы с вами поиграем в игру «Внимательные ушки». Я произношу разные звуки, вы когда услышите звук С, хлопайте в ладоши. Когда услышите звук Ш, топните правой ногой. Т, К, Р, С, В, Ш, Б, Д, С, Ш Дифференциация в слогах - Ребята, Сёма и Шура предлагают поиграть с ними. Гуляя по лесу, Сёма насобирал шишек, на которых написаны слоги. Я вам их прочитаю, вы повторяете. Слушайте внимательно. Дифференциация в словах - А Шура собрала подснежники, на них нарисованы картинки, в названии которых есть звук С или Ш. Нам нужно разложить цветы в две корзинки. В одну корзинку мы будем складывать подснежники с картинками, в которых есть звук С, в другую, где есть звук Ш. Немного отдохнём. Физминутка Выросли деревья в поле. Хорошо расти на воле. (Руки в стороны) Каждое старается, К небу, к солнцу тянется. (Руки вверх) Вот подул веселый ветер, Закачались тут же ветки. (Машут руками) Даже толстые стволы, Наклонились до земли. (Наклоны вперед) Вправо-влево, взад-вперед- Так деревья ветер гнет. Дифференциация в предложениях. Игра «Эхо» Вы когда-нибудь слышали эхо? Когда гуляете по лесу, то можно повстречать эхо. Увидеть вы его, конечно, не сможете, но услышать можно. Давайте с вами поиграем в игру, которая так и называется – «Эхо». Вы будете эхо, я буду говорить вам предложения, а вы их повторяете. 1. Саша шел лесом. 2. Саша нашел сосновую шишку. 3. Солнышко светит. 4. На сосне много шишек. 5. Шумит листва. Итог занятия: - С какими звуками мы сегодня работали? Давайте вспомним правильную артикуляцию звуков? Чем они различаются? На прошлом занятии мы с вами изготовили страницу для нашей «Азбуки Сибири» со звуком Ш. (Показ) Предлагаю сейчас составить страничку со звуком С. Изготовление страницы для альбома «Азбука Сибири» со звуком С. Молодцы. 20 февраля 2016 в 19:09
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.